Презентационная информация

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАЛАТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ

Отделение экспертизы жилищной сферы Российской Федерации

Экспертиза жилищной сферы Российской Федерации

Презентационная информация

  1. Основные сведения о Национальной палате судебных экспертов

Национальная палата судебных экспертов (далее — Палата) учреждена решением Министерства юстиции РФ от 12 августа 2013 года №1137799015364 на основании рекомендации Совета судей Российской Федерации с целью создания независимой экспертной системы.

Предметом деятельности Палаты является проведение независимых экспертиз и специальных исследований, сложных первичных и повторных экспертиз объектов и организаций в процессе судопроизводства, а также по обращениям юридических и физических лиц.

Независимая экспертиза и специальные исследования административно и финансово не связаны ни с властными структурами, ни с производителями или продавцами товаров, ни с надзорными органами, ни с кем, кто мог бы оказать влияние на ее деятельность в силу заинтересованности в результатах.

В настоящее время наметилась тенденция к созданию в каждом федеральном ведомстве своих специализированных экспертных служб. При этом каждое из ведомств отказывается признавать результаты экспертиз, сделанных вне стен своего ведомства. Это приводит к тому, что сегодня главным экспертом в той или иной сфере деятельности становится любой чиновник.

Решением Палаты от 15 марта 2019 года учреждён новый класс экспертизы «Жилищная». Для организации и ведения экспертно-аналитических работ создано структурное подразделение «Отделение экспертизы жилищной сферы Российской Федерации» (далее – Отделение).

Миссия отделения заключается в предоставлении услуг по проведению требующих специальных знаний независимых экспертиз и специальных исследований, сложных первичных и повторных экспертиз объектов, предприятий и организаций жилищной сферы Российской Федерации, как в процессе судопроизводства, так и по обращениям юридических и физических лиц.

  1. Экспертиза жилищной сферы Российской Федерации

Жилищная экспертиза ни по назначению и смыслу, ни по времени проведения не дублируют существующие ныне экспертизы: строительно-техническую, экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится на стадии жизненного цикла «Проектирование», строительно-техническая экспертиза осуществляется на стадии жизненного цикла «Строительство», а жилищная экспертиза — на целевой стадии жизненного цикла «Эксплуатация».

Основанием и обоснованием необходимости наличия класса экспертизы «Жилищная» является:

  1. отсутствие теоретической, правовой и технологической основы функционирования отрасли экономики Российской Федерации «Жилищная сфера», а также отсутствие закономерностей перехода жилых объектов в предельное и (или) опасное состояние на стадии жизненного цикла «Эксплуатация».
  2. отсутствие эффективно действующей государственной системы обеспечения технической безопасности проживания в многоквартирных домах, включающей подсистемы государственного жилищного надзора и контроля, а также подготовки специалистов, способных квалифицированно осуществлять:
  • разработку и реализацию технической политики в жилищной сфере, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне;
  • законодательное и организационно-распорядительное нормирование планирования и организации условий нормальной эксплуатации объектов жилищной сферы;
  • планирование и организацию нормальной технической эксплуатации обслуживаемых и восстанавливаемых объектов жилищной сферы на стадии жизненного цикла «Эксплуатация»
  1. отсутствие паритета законных прав и экономических интересов между базовыми субъектами жилищных отношений: государством, собственниками помещений в многоквартирных домах и их объединениями;
  2. отсутствие квалифицированных экспертных рекомендаций, обеспечивающих исправление последствий от ранее принятых концептуальных и иных решений связанных, в том числе:
  1. с разгосударствлением жилищного фонда Российской Федерации и формированием условий жителям многоквартирных домов для бесконфликтного перехода к «саморегулированию»;
  2. с необходимостью наличия технической политики в жилищной сфере, адекватной новым социально-экономическим условиям и общественным отношениям, как на федеральном уровне, так в субъектах Российской Федерации, и на муниципальном уровне;
  3. с необходимостью формирования условий для системного технического учёта жилищного фонда;
  4. с необходимостью законодательного и организационно-распорядительного нормирования планирования и организации условий нормальной эксплуатации объектов жилищной сферы;
  5. Социальная значимость жилищной экспертизы

Социальная значимость жилищной экспертизы обусловлена её направлениями, основными из которых являются:

  1. Повышение уровня научной и научно-технической обеспеченности общественно значимых решений, принимаемых органами государственного управления, местного самоуправления, субъектами хозяйственной деятельности в целях совершенствования отрасли экономики Российской Федерации
  2. Приведение в соответствие уровня обеспеченности нанимателей, арендаторов, концессионеров и собственников помещений в многоквартирных домах, и их добровольных объединений в стабильной и достоверной информации:
  1. о жилищных правах, обязанностях и обязательствах.
  2. о действительных причинах роста цен и тарифов проводимых работ и основных ресурсов жизнедеятельности, поставляемых населению предприятиями жилищной сферы на основании договоров;
  1. Содействие в квалифицированном разрешении ситуаций и возможных конфликтов, связанных с реализацией жилищных прав и (или) необходимостью их восстановления, в административном и (или) судебном порядке, а также необходимостью исполнения жилищных обязанностей и обязательств;
  2. Квалифицированное содействие органам государственного управления для приведения в соответствие действующему в Российской Федерации законодательству:
  1. правовой основы отрасли экономики «Жилищная сфера Российской Федерации», а также возможности гармонизации правовой основы с взаимосвязанными и взаимодействующими отраслями законодательства, опосредованно регулирующими функционирование и реформирование отрасли экономики «Жилищная сфера Российской Федерации»;
  2. организационно-технологической структуры отрасли экономики «Жилищная сфера Российской Федерации;
  3. профессионально-квалификационной структуры отрасли экономики «Жилищная сфера Российской Федерации;
  4. паритета полномочий и экономических интересов участников жилищных отношений в Российской Федерации;
  5. Обоснованное содействие судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретным уголовным и гражданским делам, делам об административном правонарушении в жилищной сфере Российской Федерации путем проведения независимых первичных, сложных, комплексных и повторных экспертиз.

Жилищная экспертиза базируется на основе уникальной методологии в силу того, что правовую основу функционирования отрасли экономики «Жилищная сфера Российской Федерации» образует многоуровневая структура, иерархически взаимосвязанные между собой законодательств:

  • Евразийского экономического союза;
  • Содружества Независимых Государств;
  • Организации Договора о коллективной безопасности;
  • Российской Федерации;
  • норм международного права, вступивших в силу в Российской Федерации.

ПРЕДМЕТОМ жилищной экспертизы ЯВЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ действующему в Российской Федерации законодательству:

  1. МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ Российской Федерации:
  • зданий и сооружений, длительное время находящихся на стадии жизненного цикла «Эксплуатация», главным образом, с истекшими сроками пользования;
  • территорий, функционально связанных с многоквартирными и жилыми домами;
  • основных ресурсов жизнедеятельности граждан, предназначенных для восполнения неотъемлемых физиологических потребностей в питьевой воде, жилье, тепле и санитарно-эпидемиологическом благополучии, которые интерпретируются в качестве «коммунальных» и «жилищных» услуг (водоснабжение, снабжение природным и (или) сжиженным углеводородным газом, электрической и тепловой энергией в горячей воде);
  • органов государственного управления и местного самоуправления, наделённых полномочиями по регламентации функционирования и реформирования жилищной сферыРоссийской Федерации, а также результатов деятельности этих органов;
  • хозяйствующих субъектов, функциями которых является удовлетворение жилищных потребностей и прав граждан, а также результатов деятельности этих хозяйствующих объектов: управляющих компаний, специализированных организаций по техническому обслуживанию и ремонту, начиная от внутридомового газового и газоиспользующего оборудования, и, оканчивая переговорно-запорным оборудованием входных дверей
  1. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ Российской Федерации:
  • преддоговорных конкурсных процедур и заявок, связанных с «управлением» многоквартирными домами, обеспечением граждан основными ресурсами жизнеобеспечения, и результатов указанных процедур и заявок;
  • действующих форм договоров: «управления» многоквартирными домами, электроснабжения многоквартирных домов, технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового и газоиспользующего оборудования, технического обслуживания и ремонта переговорно-запорного оборудования входных дверей;
  • порядка определения необходимости капитального ремонта внутридомового и внутриквартирного газового и газоиспользующего оборудования многоквартирных домов, и очерёдности его проведения
  1. жилищного законодательства Российской Федерации:
  • законодательству о техническом регулировании;
  • гражданскому законодательству Российской Федерации;
  • законодательству о судебной системе Российской Федерации;
  • законодательству Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • законодательству Российской Федерации о собственности (приватизация)
  1. проектов законодательных и административных актов, нормативных, технических и инструктивно-методических документов, разрабатываемых в целях регулирования функционирования и реформирования жилищной сферы Российской Федерации:
  2. порядка и результатов администрирования жилищной сферы Российской Федерации:
  3. результатов деятельности «Предприятий и организаций жилищной сферы Российской Федерации», функцией которых является удовлетворение жилищных потребностей населения;
  4. результатов деятельности органов жилищного надзора и контроля жилищной сферы Российской Федерации:
  5. Социально значимых (влияющих на неограниченный круг лиц) целевых и научно-технических программ, инновационных и инвестиционных проектов независимо от уровня и назначения, а также результатов реализации этих программ и проектов в жилищной сфере Российской Федерации:
  6. Диссертационных работ, связанных с отраслью экономики Российской Федерации «Жилищная сфера Российской Федерации», представленных в установленном порядке на соискание ученой степени кандидат и (или) доктор конкретных наук;
  7. Работ, выдвигаемых на соискание премий Правительства Российской Федерации в области и науки и техники («Жилищная сфера Российской Федерации»).
Руководитель отделения Волков В.Ф.