НАЦИОНАЛЬНАЯ
ПАЛАТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
Отделение
экспертизы жилищной сферы Российской
Федерации
Экспертиза
жилищной сферы Российской Федерации
Презентационная
информация
-
Основные сведения
о Национальной палате судебных экспертов
Национальная
палата судебных экспертов (далее —
Палата) учреждена решением Министерства
юстиции РФ от 12 августа 2013 года
№1137799015364 на основании рекомендации
Совета судей Российской Федерации с
целью создания независимой
экспертной системы.
Предметом
деятельности Палаты является проведение
независимых экспертиз и специальных
исследований, сложных первичных и
повторных экспертиз объектов и организаций
в процессе судопроизводства, а также
по обращениям юридических и физических
лиц.
Независимая
экспертиза и специальные исследования
административно и финансово не связаны
ни с властными структурами, ни с
производителями или продавцами товаров,
ни с надзорными органами, ни с кем, кто
мог бы оказать влияние на ее деятельность
в силу заинтересованности в результатах.
В
настоящее время наметилась тенденция
к созданию в каждом федеральном
ведомстве своих специализированных
экспертных служб. При этом каждое из
ведомств отказывается признавать
результаты экспертиз, сделанных вне
стен своего ведомства. Это
приводит к тому, что сегодня главным
экспертом в той или иной сфере
деятельности становится любой чиновник.
|
Решением
Палаты от 15 марта 2019 года учреждён новый
класс экспертизы «Жилищная». Для
организации и ведения
экспертно-аналитических работ создано
структурное подразделение «Отделение
экспертизы жилищной сферы Российской
Федерации» (далее – Отделение).
Миссия
отделения заключается в
предоставлении услуг
по
проведению требующих специальных знаний
независимых экспертиз
и специальных исследований, сложных
первичных и повторных экспертиз объектов,
предприятий и организаций жилищной
сферы Российской Федерации, как
в процессе судопроизводства, так и по
обращениям юридических и физических
лиц.
-
Экспертиза жилищной
сферы Российской Федерации
Жилищная
экспертиза ни по назначению и смыслу,
ни по времени проведения не дублируют
существующие ныне экспертизы:
строительно-техническую, экспертизу
проектной
документации и результатов инженерных
изысканий. Экспертиза
проектной
документации и результатов инженерных
изысканий проводится на стадии жизненного
цикла «Проектирование», строительно-техническая
экспертиза осуществляется на
стадии жизненного цикла «Строительство»,
а жилищная экспертиза — на целевой стадии
жизненного цикла «Эксплуатация».
Основанием
и обоснованием необходимости наличия
класса экспертизы «Жилищная» является:
-
отсутствие
теоретической, правовой и технологической
основы функционирования отрасли
экономики Российской Федерации
«Жилищная сфера», а также отсутствие
закономерностей перехода жилых объектов
в предельное и (или) опасное состояние
на стадии жизненного цикла «Эксплуатация».
-
отсутствие
эффективно действующей государственной
системы обеспечения технической
безопасности проживания в многоквартирных
домах, включающей подсистемы
государственного жилищного надзора
и контроля, а также подготовки
специалистов, способных квалифицированно
осуществлять:
-
разработку
и реализацию технической политики в
жилищной сфере, как на федеральном
уровне, так и в субъектах Российской
Федерации и на муниципальном уровне;
-
законодательное
и организационно-распорядительное
нормирование планирования и организации
условий нормальной эксплуатации
объектов жилищной сферы;
-
планирование
и организацию нормальной технической
эксплуатации
обслуживаемых и восстанавливаемых
объектов жилищной сферы на стадии
жизненного цикла «Эксплуатация»
-
отсутствие
паритета законных прав и экономических
интересов между базовыми субъектами
жилищных отношений: государством,
собственниками помещений в многоквартирных
домах и их объединениями;
-
отсутствие
квалифицированных экспертных
рекомендаций, обеспечивающих исправление
последствий от ранее принятых
концептуальных и иных решений связанных,
в том числе:
-
с
разгосударствлением
жилищного фонда
Российской Федерации и
формированием условий жителям
многоквартирных домов для бесконфликтного
перехода к «саморегулированию»;
-
с
необходимостью наличия технической
политики в жилищной сфере, адекватной
новым социально-экономическим условиям
и общественным отношениям, как на
федеральном уровне, так в субъектах
Российской Федерации, и на муниципальном
уровне;
-
с
необходимостью формирования условий
для системного технического учёта
жилищного фонда;
-
с
необходимостью законодательного и
организационно-распорядительного
нормирования планирования и организации
условий нормальной эксплуатации
объектов жилищной сферы;
-
Социальная значимость
жилищной экспертизы
Социальная
значимость жилищной экспертизы
обусловлена её направлениями, основными
из которых являются:
-
Повышение
уровня научной
и научно-технической обеспеченности
общественно значимых решений,
принимаемых органами государственного
управления, местного самоуправления,
субъектами хозяйственной деятельности
в целях совершенствования отрасли
экономики Российской Федерации
-
Приведение
в соответствие уровня обеспеченности
нанимателей, арендаторов, концессионеров
и собственников помещений в
многоквартирных домах, и их добровольных
объединений в стабильной и достоверной
информации:
-
о
жилищных правах, обязанностях и
обязательствах.
-
о
действительных причинах роста
цен и тарифов
проводимых работ и основных ресурсов
жизнедеятельности, поставляемых
населению предприятиями жилищной
сферы на основании договоров;
-
Содействие
в квалифицированном разрешении ситуаций
и возможных конфликтов,
связанных с реализацией жилищных прав
и (или) необходимостью их восстановления,
в административном и (или) судебном
порядке, а также необходимостью
исполнения жилищных обязанностей и
обязательств;
-
Квалифицированное
содействие органам государственного
управления
для приведения в соответствие действующему
в Российской Федерации законодательству:
-
правовой
основы отрасли экономики «Жилищная
сфера Российской Федерации», а также
возможности гармонизации правовой
основы с взаимосвязанными и
взаимодействующими отраслями
законодательства, опосредованно
регулирующими функционирование и
реформирование отрасли экономики
«Жилищная сфера Российской Федерации»;
-
организационно-технологической
структуры отрасли экономики «Жилищная
сфера Российской Федерации;
-
профессионально-квалификационной
структуры отрасли экономики «Жилищная
сфера Российской Федерации;
-
паритета
полномочий и экономических интересов
участников жилищных отношений в
Российской Федерации;
-
Обоснованное
содействие
судам,
судьям, органам дознания, лицам,
производящим дознание, следователям
и прокурорам в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретным
уголовным и гражданским делам, делам
об административном правонарушении в
жилищной сфере Российской Федерации
путем проведения независимых первичных,
сложных, комплексных и повторных
экспертиз.
Жилищная
экспертиза базируется на основе
уникальной методологии в силу того, что
правовую основу функционирования
отрасли экономики «Жилищная сфера
Российской Федерации» образует
многоуровневая структура, иерархически
взаимосвязанные между собой законодательств:
-
Евразийского
экономического союза;
-
Содружества
Независимых Государств;
-
Организации
Договора о коллективной безопасности;
-
Российской
Федерации;
-
норм
международного права, вступивших в
силу в Российской Федерации.
ПРЕДМЕТОМ
жилищной экспертизы ЯВЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА
СООТВЕТСТВИЯ
действующему в Российской Федерации
законодательству:
-
МАТЕРИАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ Российской
Федерации:
-
зданий
и сооружений,
длительное время находящихся на стадии
жизненного цикла «Эксплуатация»,
главным образом, с истекшими сроками
пользования;
-
территорий,
функционально связанных с многоквартирными
и жилыми домами;
-
основных
ресурсов жизнедеятельности
граждан, предназначенных для восполнения
неотъемлемых физиологических потребностей
в питьевой воде, жилье, тепле и
санитарно-эпидемиологическом
благополучии, которые интерпретируются
в качестве «коммунальных» и «жилищных»
услуг (водоснабжение, снабжение природным
и (или) сжиженным углеводородным газом,
электрической и тепловой энергией в
горячей воде);
-
органов
государственного управления
и местного самоуправления, наделённых
полномочиями по регламентации
функционирования и реформирования
жилищной сферыРоссийской
Федерации, а также результатов
деятельности этих органов;
-
хозяйствующих
субъектов,
функциями которых является удовлетворение
жилищных потребностей и прав граждан,
а также результатов деятельности этих
хозяйствующих объектов: управляющих
компаний, специализированных организаций
по техническому обслуживанию и ремонту,
начиная от внутридомового газового и
газоиспользующего оборудования, и,
оканчивая переговорно-запорным
оборудованием входных дверей
-
НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ Российской
Федерации:
-
преддоговорных
конкурсных процедур и заявок,
связанных с «управлением» многоквартирными
домами, обеспечением граждан основными
ресурсами жизнеобеспечения, и результатов
указанных процедур и заявок;
-
действующих
форм договоров:
«управления» многоквартирными домами,
электроснабжения многоквартирных
домов, технического диагностирования
внутридомового и внутриквартирного
газового и газоиспользующего оборудования,
технического обслуживания и ремонта
переговорно-запорного оборудования
входных дверей;
-
порядка
определения необходимости капитального
ремонта внутридомового
и внутриквартирного газового и
газоиспользующего оборудования
многоквартирных домов, и очерёдности
его проведения
-
жилищного
законодательства Российской Федерации:
-
законодательству
о техническом регулировании;
-
гражданскому
законодательству Российской Федерации;
-
законодательству
о судебной системе Российской Федерации;
-
законодательству
Российской Федерации об аккредитации
в национальной системе аккредитации;
-
законодательству
Российской Федерации о собственности
(приватизация)
-
проектов
законодательных и административных
актов, нормативных, технических и
инструктивно-методических документов,
разрабатываемых в целях регулирования
функционирования и реформирования
жилищной сферы Российской Федерации:
-
порядка
и результатов администрирования
жилищной сферы Российской Федерации:
-
результатов
деятельности
«Предприятий и организаций жилищной
сферы Российской Федерации», функцией
которых является удовлетворение
жилищных потребностей населения;
-
результатов
деятельности
органов жилищного надзора и контроля
жилищной сферы Российской Федерации:
-
Социально
значимых (влияющих на неограниченный
круг лиц) целевых и научно-технических
программ, инновационных и инвестиционных
проектов независимо от уровня и
назначения, а также результатов
реализации этих программ и проектов в
жилищной сфере Российской Федерации:
-
Диссертационных
работ, связанных с отраслью экономики
Российской Федерации «Жилищная сфера
Российской Федерации», представленных
в установленном порядке на соискание
ученой степени кандидат и (или) доктор
конкретных наук;
-
Работ,
выдвигаемых на соискание премий
Правительства Российской Федерации в
области и науки и техники («Жилищная
сфера Российской Федерации»).
Руководитель отделения |
| Волков В.Ф. |